В обозах легионеров кошка попала через Альпы в Галлию и Германию. В Германии до IV в. отношение к кошке было благосклонным. Почитаемая там богиня Фреда, отправлялась на охоту, запрягая в колесницу диких кошек. Но в IV в. германцы принимают христианство, и постепенно положение кошек меняется.
Знали кошку и в холодной Норвегии. Там обитал лесной кот-скогатт. В Норвегии коты помогали крестьянам бороться не только с крысами, но и с кротами, зайцами и
даже лисами. Викинги также по достоинству оценили охотничьи способности кошек и использовали их для ловли крыс. В Венгрии в одной из
гробниц вандалов была найдена кошка, которая лежала на груди одного из воинов. Это говорит о том, что кошка пользовалась любовью и этого народа. Одна из византийских императриц, супруга императора Константина I (274–337 гг.), настолько любила кошек, что кормила их с золотых блюдечек. При дворе императора кошек даже обучали танцам.
С завоеванием Британии римлянами, кошка стала распространяться по острову.
В Шотландии, она была не только хранительницей зерна, но и символизировала воинственность. До сих пор у шотландцев слова «кот» и «храбрый человек» нередко выступают синонимами. Гербы и штандарты древних жителей Шотландского нагорья были украшены изображениями кошек.
Правитель Уэльса Хоуэлл Дха издал в 940 г. закон о содержании ценного животного – кошки. В каждом поселении должны быть: девять построек, одна печь, один плуг, одна маслобойка, один петух, одна кошка. Собаки нет! По цене кошка приравнивалась бычку или жеребенку. В Х в. на Британских островах за кражу или убийство кота, согласно Валлийскому своду законов, виновный должен отдать овцу или такое количество зерна, чтобы оно покрыло до кончика хвоста пострадавшую кошку, подвешенную за хвост, касающуюся при этом пола.
Также Хоуэл Добрый
прописывал в своих законах стоимость кота. Цена за него увеличивалась в два раза с того момента, как он начинал ловить мышей.
Из «Эдды» – сборника древне-исландского изустного творчества (записана в XII в. в Исландии, содержит народные песни с IX–XII вв.) – известно, что убийца кошки карался штрафом. На Востоке кошка известна давно, ведь рядом находился один из центров ее одомашнивания.
В Библии (VIII в. до н.э – II в н.э.) о кошках практически не упоминается. Зато много говорится о «старшем брате» кошки – льве. С образом льва связывается сила, власть, величие, царственность, благородство.
В Древней Индии эти животные стали служить символом семейного благополучия. Богиня материнства Сашт считалась в Индии хранительницей семейного очага и изображалась с внешностью кошки. Считалось, что каждый житель этой страны либо должен содержать в доме кошку, либо подкармливать ее..
Если мы обратим свои взоры на мусульманский Восток, то увидим, что кошка и там пользовалась уважением. Ее рисовали на полотнах, делали скульптурные изображения. Это почитание в значительной степени обусловлено тем, что пророк Магомет имел склонность к кошкам, и это рекомендовалось для подражания всем правоверным: «Пророк, благослови его Бог и пошли ему здоровья, сказал: “Кошки не нечисты и не мешают молитве, они подобны пастырям”. Кстати, любимую кошку Магомета звали Муэсса. Она часто отдыхала на его одеянии, и когда пророка однажды позвали на молитву, он не захотел беспокоить кошку и отрезал тот кусок одежды, на котором она лежала. По мусульманскому преданию, именно Магомет научил кошку всегда падать на лапы и отвел ей постоянное место в раю. Поэтому арабы называют его «отцом кошек».