Считается, что в Средние века кошку стали воспринимать, как живое воплощение дьявола.
С конца VIII в. для кошачьего племени наступили тяжелые времена. Христианская церковь полагала, что сатана может принимать образ черного кота, и папа Иннокентий VII отдал инквизиции приказ преследовать почитателей кошек. Хотя в свое время его предшественник Григорий I, ставший папой римским в 590 г., был большим другом кошек и, согласно легенде, постоянно носил в широком рукаве своей рясы котенка и даже разрешил кошке как единственному из домашних животных жить в монастырях. Возможно, пересмотр отношения кошке произошел из-за мусульман, их отношения к этому животному. Мусульмане почитали кошек; белым кошкам разрешалось даже заходить в мечеть. Вполне вероятно, что противостояние христианства и мусульманства могло выразиться на таком различном отношении к кошке.
Установить точно дату, когда кошек стали отождествлять с нечестью практически невозможно. Ведь это явление не спонтанное. Тому предшествовало множество событий, и причин. Кошку/кота объявили воплощением дьявола, а затем уже стали приписывать ей и другие демонические черты. Котом мог быть черт или демон (ниже рангом, чем дьявол). Считалось, что этими животными становятся чертенята, которые помогают ведьмам в свершении своих злобных дел, т. е. так называемые «домашние духи».
Большое количество сведений также касается «скидывание» ведьмы кошкой, т. е. превращение в кошку также для совершения злобных деяний. Также встречаются рассказы о том, что кошки использовались для проведения вредоносных ритуалов.
Массовое уничтожение кошек не принесло проповедуемого фанатиками освобождения от сатанинских пут. Вместо этого Европу заполонили полчища крыс. К ним прибавилось и другое бедствие: крысиные блохи оказались переносчиками чумы, и целые города и цветущие области Европы стали кладбищами для погибших от этой страшной болезни, против которой не знали лекарства.
Реформация и эпоха религиозных войн привели к относительной религиозной терпимости, которая впоследствии получила законодательное закрепление во многих государствах. Это ослабило религиозный фанатизм, отравлявший прежде все сферы жизни народов Европы, и многое из проповедей церковников уже не представлялись непререкаемой истиной. Искоренение ереси и колдовства уже не носило столь чудовищного и всеобъемлющего характера. Прекратились и кошачьи казни, а веселых пушистых зверьков снова стали держать в домах.